Покупаете несколько пирожных в упаковках? Задайте школьнику вопрос: «Сколько всего пирожных в 3 упаковках, если написано, что в каждой 5 штук?» Когда ребенок найдет сумму трех пятерок, раскройте упаковки и пересчитайте. Скажите, что его действия можно представить как умножение пяти на три. Теперь он знает, что 5х3=15.
Что можно считать? Очень хорошо приобрести счетный материал: квадратики кружочки, треугольники, отлично подходят счетные палочки. Но можно просто считать всё, что есть под рукой: яблоки, карандаши, ручки, фломастеры, пуговицы, спички, листики, конфеты, скрепки и т.д. Раскладываем в коробочки, пакетики или просто в кучки, стопки, ряды.
Умножение – это ускоренное сложение одинаковых слагаемых. Чтобы не складывать каждый раз заново, мы запоминаем готовые результаты сложения. Первый множитель обозначает, какие слагаемые складывают, а второй – сколько таких слагаемых. Например: 2+2+2+2+2 – это 2х5, то есть пять раз по два. Мы получим 10. Если мы запомним этот результат, то нам не нужно будет каждый раз складывать 2+2+2+2+2. Мы будем знать, что сумма пяти двоек равна 10. А еще сможем записать это сложение коротким способом: 2х5.
Еще один пример: результат у вычислений 3х4 и 3+3+3+3 будет одинаковым – 12. Только во втором случае нужно несколько раз сложить между собой числа, это долго и неудобно. Чтобы посчитать быстрее, нужно число 3 умножить на количество раз, которое оно повторяется – на 4.
Ребенок поймет, что тому, кто уже выучил таблицу умножения, не нужно тратить время на подсчеты.
Также очень хорошо для объяснения физического смысла умножения использовать таблицу Пифагора. Нарисуйте на таблице прямоугольники со сторонами, соответствующими умножаемым цифрам.
Например, вот так можно показать, что такое 3 × 2 — это три ряда по две клеточки в каждом.
Предложите школьнику сосчитать, сколько клеточек помещается в получившемся прямоугольнике. Так он сам обнаружит, что 3 × 2 = 6. Таким образом, результат умножения двух чисел — это число, которое находится на пересечении строки и столбика с соответствующими числами. Чтобы умножить 3 на 2, достаточно мысленно провести две линии: одну горизонтальную от цифры 3 в левом столбике, и вторую вертикальную — от цифры 2 в верхней строке. Результат — 6.
Распечатайте несколько копий таблицы Пифагора и вместе с ребенком нарисуйте разные прямоугольники — горизонтальные, вертикальные, маленькие и большие, а ребенок сам подсчитает, сколько в них клеточек.
Скачать в хорошем качестве таблицу Пифагора
Только, если вы на 100% уверены, что ребенок понял физический смысл умножения, можно двигаться дальше и начинать ее учить.
Кому-то удобнее учить по таблице Пифагора, для кого-то проще запоминать столбиками.
Повесьте плакат в комнате ученика или закрепите на холодильнике с помощью магнитов. Взгляд ребенка будет невольно останавливаться на таблице, и ученик будет непроизвольно ее запоминать.
Скачать в хорошем качестве таблицу умножения
Вот некоторые закономерности, на которые стоит обратить внимание.
При умножении на 1 любое число не изменяется.
Все примеры на 10 оканчиваются на 0, а начинаются с числа, на которое мы умножаем.
Примеры на 5 – это половинка от примеров на 10 (10 × 5 = 50, а 5 × 5 = 25).
Чтобы умножать на 4, можно просто дважды удваивать число.
При умножении на 9 сумма цифр в результате обязательно будет равна 9. Например, 2 × 9 = 18 (1 + 8 = 9). 3 × 9 = 27 (2 + 7 = 9). И так далее.
Пустые карточки можно купить, а можно изготовить самостоятельно вместе с ребенком. Напишите каждый пример следующим образом:
Самый простой вариант игры: показать ребенку действие и попросить назвать ответ. Далее сложнее: показать ответ и попросить ребенка назвать, от какого действия он получился. Обратите внимание ребенка на то, что во втором варианте игры правильных ответов может быть несколько. Например, 12 — это 3х4 и 2х6.
Есть отличный способ для того, чтобы ребенок запомнил умножение на 9 при помощи своих пальчиков.
Поставьте перед собой обе руки ладонями вверх. Пронумеруйте пальцы на руках слева направо от 1 до 10.
К примеру, нужно 9 х 4. Отсчитываем слева направо четвертый палец. Находим его и сгибаем.
Все пальцы слева до согнутого – это десятки, их в нашем примере 3. Далее за согнутым пальцем – единицы, их 6. Получаем 36.
Считать можно по дороге в школу, в кружок или на прогулке. А можно перед выполнением домашнего задания написать цепочки чисел 2,4,6,8… 3,6,9,12… и т.д. Младшеклассник очень быстро запомнит, какие числа есть в таблице умножения, а каких там просто не может быть. Можно каждый раз засекать время, затраченное на составление каждой цепочки и радоваться вместе с ребенком его успехам.
Цель тренировок на этом разрезном тренажёре – закрепить в памяти ребенка числа, которые есть в таблице умножения, а каких там просто не может быть. Засекайте время, затраченное на заполнение листка, так ученик увидит, что он стал делать это быстрее.
Скачать в хорошем качестве Тренажер 1
С самого начала изучения таблицы умножения важно как можно чаще заполнять таблицу Пифагора. Распечатайте несколько листочков для тренировки и давайте малышу для заполнения.
Скачать в хорошем качестве Тренажер 2
Яркие, музыкальные, веселые мультики с таблицей умножения — то, что надо на первых порах обучения.
В сети можно найти множество песенок с примерами на умножение.
Может быть, ребенку будет интересно самому начитать на диктофон таблицу умножения, делая паузу перед правильным ответом. А потом прослушивать и стараться вспомнить правильный ответ до того, как он прозвучал в прослушиваемой записи.
Приложения стали частью жизни современных детей. Многим детям привычнее заниматься на телефоне, чем писать что-то на бумаге. В приложениях, помогающих закрепить знание таблицы умножения, как правило, множество настроек и дополнительных функций. Можно отрабатывать примеры на один или несколько множителей, соревноваться с другом, соединять действия и их результаты и многое другое.
Обзор таких приложений — в одной из следующих статей.
Любая информация лучше запоминается в игре и таблица умножения не исключение. Пока ребенок еще не запомнил таблицу умножения, можно играть со шпаргалкой. Со временем он будет нуждаться в подсказке все реже и реже.
Вот одна из игр, которая поможет ребенку в изучении таблицы умножения.
Битва прямоугольников
Для игры вам понадобятся разноцветные ручки, два игровых кубика и лист бумаги в клетку. Эта игра предназначена для двух человек.
Первый игрок кидает кубики и рисует на листе бумаги квадрат или прямоугольник, где стороны фигур равны числам, выпавшим на кубиках. Например, на кубиках выпали 4 и 4, значит рисуем прямоугольник со сторонами длиной 4 и 4 клеток. Располагайте фигуры с крайнего верхнего или крайнего нижнего угла страницы. После того, как игрок нарисовал фигуру, он должен рассчитать ее площадь, в нашем случае 4х4=16.
Далее кубики кидает второй игрок и заполняет свое поле с противоположного угла. Фигуры каждого игрока, получившиеся в результате всех следующих ходов, должны касаться друг друга хотя бы одной стороной. Игра заканчивается, когда нет места для размещения нового прямоугольника. И начинается подсчет очков. Надо сложить все числа, написанные внутри прямоугольников. Победит тот, у кого сумма больше.
В интернет-магазинах можно купить игры на умножение на любой вкус: ходилки, лото, карточные игры. Целую серию математических игр разработала «Банда умников».
В одной из следующих статей – обзор настолок, помогающих запомнить таблицу умножения.
Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими. Сравнивая его с другими, мы демонстрируем, что он в чем-то нас не устраивает. А если мы подмечаем его результаты, со временем он учится оценивать сам себя: «Помнишь, как сложно тебе было выучить первые примеры на умножение? А сейчас ты знаешь уже треть таблицы».
Хвалите усилия малыша, а не результат. Результат может и не появиться мгновенно, но важно, чтобы ребенок понял, что усилие само по себе ценно.
Все права защищены, при копировании активная ссылка на первоисточник обязательна https://matematikum.ru
© 2024 www.matematikum.ru